Не за горами уже 1 сентября и родители выбирают наряды, в которых их дети будут ходить учится в школу. Предметом для жарких родительских обсуждений в преддверии нового учебного года имеет место «ненатуральность» тканей, из которых массово шьется детская и подростковая одежда так называемого делового стиля.
Так ли страшна синтетика, как ее малюют, и чем в первую очередь нужно руководствоваться при выборе школьной одежды?
Сейчас главным документом, регламентирующим требования к качеству и безопасности одежды, включая ту, которую теоретически можно использовать в качестве школьной, выступает Технический регламент Таможенного союза (Евразийского экономического союза) «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011). Одним из ключевых моментов этого документа, вступившего в силу в 2012 году, стало отсутствие строгих ограничений по процентному содержанию синтетики в детско-подростковой одежде. За исключением изделий для новорожденных и бельевых изделий для детей до 1 года, которые должны быть изготовлены из 100-процентно натуральных тканей.
Строгие нормы, которые прежде ограничивали процент вложения химических волокон в одежду для детей и подростков, были вполне обоснованы. Но сейчас в этом нет необходимости. Современная синтетика и синтетика 10-20-летней давности – совершенно разная по своим свойствам и качеству.
Таким образом, в настоящее время указание на этикетке состава ткани – это всего лишь обязательная информация для потребителя о том, из чего изготовлено изделие. И судить только по ней хорошая это одежда или плохая не совсем правильно.
Школьная одежда должна «дышать», внимательно читайте этикетку на понравившейся одежде. На ней должно быть указано соответствие изделия ТР ТС 007/2011 и/или размещен характерный знак ЕАС (единый знак обращения). И то, и другое свидетельствует о том, что изделие прошло необходимые испытания для подтверждения требований, предъявляемых к безопасности продукции для детей и подростков.
Самые важные показатели, которые говорят о том, что это изделие будет гигиенически-правильным и комфортным – это воздухопроницаемость и гигроскопичность. Они указывают, насколько данное изделие пропускает воздух и способно впитывать влагу. Эти испытания самые жесткие. Если одежда для детей и подростков, в том числе подходящая в качестве школьной, не проходит испытания, то, чаще всего, именно по этим показателям.
В свое время было доказано, что на воздухопроницаемость влияет не состав ткани, а тип и вид волокон. Иными словами, иногда 100-процентная хлопковая ткань за счет плотного переплетения нитей может уступать по воздухопроницаемости легкой и воздушной синтетике. Что уж говорить об искусственных волокнах (той же вискозе, например), которая дышит и отводит влагу зачастую лучше, чем натуральные материалы.
Алгоритм действий при выборе одежды для школы
1. Совершайте покупки только в местах санкционированной торговли. Ни один уважающий себя магазин не возьмет на реализацию товар без документов, подтверждающих его качество и безопасность.
2. Внимательно читайте этикетки на одежде. На качественном изделии обязательно будет размещен знак единого обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза (Евразийского экономического союза).
3. Не стесняйтесь спросить документы на соответствие одежды требованиям, предъявляемым к безопасности продукции для детей и подростков (для одежды импортного производства – сертификат или декларацию о соответствии ТР ТС, удостоверение о гигиенической регистрации; для одежды отечественного производства – сертификат или декларацию о соответствии ТР ТС).
Если продавец не может или отказывается предъявить документы, а на этикетке нет информации, указанной в пункте 2, то, безусловно, вы рискуете приобрести некачественный и, что хуже, небезопасный наряд для своего ученика.
4. Не сбрасывайте со счетов индивидуальную непереносимость и чувствительность. Равно, как есть дети, предрасположенные к аллергическим реакциям на изделия из натуральных тканей (в частности, шерстяным). Прислушивайтесь к мнению своего ребенка: нравится ему выбранный наряд или нет; насколько комфортно он себя в нем чувствует.
В любом случае постарайтесь сделать так, чтобы уж одежда точно не помешала вашему ученику учиться, учиться и еще раз учиться.