Дети и гаджеты – тема, которая никогда не перестанет быть актуальной. Цифровизация и информатизация коренным образом изменили не только жизнь человека. Они изменили его самого. Особенно ярко перемены проявляются в детях и подростках, поскольку внедрение электронных устройств в их жизнь протекает крайне стремительно. Многие современные дети без проблем осваивают секреты цифровых гаджетов еще до того, как научатся складывать слова в предложения. Но даже это не беда, а лишь ее половина. Основная проблема заключается в том, что внедрение цифровых устройств в жизнь наших детей происходит зачастую бесконтрольно.
Глобальная информатизация современного общества оказала влияние на все сферы жизни подрастающего поколения. Она изменила условия и подходы к образовательному и воспитательному процессам, но также внесла существенные коррективы в режим дня и структуру свободного времени детей и подростков.
Интеграция современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс полностью отвечает требованиям социального запроса и дает очевидные преимущества. В первую очередь, увеличивает образовательные возможности, обеспечивая широкий и мгновенный доступ к информационным ресурсам, визуализацию информации, интеграцию разных видов учебной деятельности.
Тотальное внедрение гаджетов в жизнь детей практически полностью меняет структуру свободного времяпрепровождения и без «жертв», к сожалению, не обходится. Установлено, что использование гаджетов сокращает, а иногда даже исключает из режима дня дошкольников и школьников такие обязательные компоненты, как прогулки на свежем воздухе, полноценный сон, двигательная активность…
Безусловно, и столь юный возраст, в котором дети приобщаются к электронным гаджетам, и количество экранного времени в ущерб прогулкам на свежем воздухе и подвижным играм являются факторами, предрасполагающими к развитию различных нарушений и расстройств.
Например, очевидна тенденция к увеличению распространенности среди дошколят функциональных отклонений органа зрения.
К сожалению, это свидетельствует о том, что нарушения зрения постепенно перестают считаться «школьно-обусловленной патологией». По последним данным, при поступлении в школу функциональные отклонения зрительного анализатора уже имеет каждый седьмой первоклассник.
Решение проблемы сохранения здоровья современных детей требует комплексного подхода. Это должна быть совместная работа государства, учреждений образования и здравоохранения. Однако, что касается досуга и свободного времяпрепровождения детей, главенствующая роль должна принадлежать родителям. Для этого им самим необходимо повышать грамотность в вопросах электромагнитной и информационной безопасности, воспитания культуры здоровья и формирования у детей устойчивой мотивации на здоровый образ жизни.